Почитание предков входила в основу культа древних славян. Одним из самых главных праздников в их честь были Весенние и Осенние Деды.

Весенние Деды праздновались в середине апреля, в это время души предков возвращались из Ирия, куда они отправлялись на всю зиму, сразу после завершения Осенних Дедов.

Осенние Деды имеют еще одно название – Навья Седмица – это неделя перед Осенним Макошьем, когда проводились поминальные обряды и проводы душ предков в Ирий до весны.

Навья Седмица – трещина между мирами

Культ предков у древних народов связан с тем, что земная жизнь считалась быстротечной, а загробная – вечной, к которой нужно готовиться заранее.

Миры духов и живых соприкасались, например, древние славяне считали, что весной и летом их умершие родственники всегда находятся где-то рядом, а только осенью улетают зимовать в Ирий.

Навья Седмица (с 21 по 27 октября) – это особая неделя, когда души предков проводят последние дни в мире живых перед тем, как отправиться в Ирий, где они будут ожидать Весенних Дедов, чтобы вернуться обратно.

На Навью Седмицу открывается трещина между мирами Нави и Прави, чтобы души усопших могли беспрепятственно посещать своих родных, оставшихся в мире живых.

Не случайно поминальную неделю проводили во время, когда все работы в поле были закончены. В этот период древние славяне готовились к зиме и просили своих предков помочь им пережить холодное время года.

Считалось, что на Деды устанавливается зимняя погода и от того, как почтут и уважат предков, будет зависеть, насколько наступающая зима будет холодной и морозной.

Традиции встречи Дедов

На Навью Седмицу было принято чисто убирать дом и мыться в бане, оставляя воду и веник для дедов, а также готовить много обрядовых блюд. Главными блюдами были кутья и блины, хлеба за поминальной трапезой не едят. На ужин зажигали свечи и на стол ставили больше приборов, чем обычно, чтобы души предков тоже могли принять участие в трапезе.

На Руси считали, что духи питаются горячим паром, исходящими из свежеприготовленных блюд, а потому на стол ставили еду «с пылу, с жару».

Дедов или духов приглашали к столу с помощью особых заговоров и зазываний. Души предков должны видеть, что их ждут и чтут в доме. За трапезой нельзя было заводить конфликтных разговоров, чтобы не прогневать Дедов.

Запрещалось ставить ноги на перекладину под столом, так как на ней, словно птицы на ветвях, отдыхали души мертвых. 

После ужина стол не убирали, чтобы духи свободно могли лакомиться яствами всю ночь. Оставшуюся еду нужно было раздать бродячим животным или отдать на корм птицам, доедать и выбрасывать блюда после дедов считалось дурной приметой.

Птицы символизировали духов мертвых, поэтому именно им чаще всего отдавали еду дедов.

У дедов просили благословения и покровительства. Наши предки верили, что их предки неотрывно наблюдают за ними, а потому нужно всегда жить по законам Прави и никогда не чинить зла, чтобы дедам не стыдно было смотреть на своих потомков.

Несоблюдение обрядов поминовения могло навлечь на человека, семью или целый род болезни и несчастья, а на их хозяйство – мор.

Поэтому к Дедам всегда тщательно готовились – убирались, мылись, готовили кушанья и встречали дедов так, как полагается, чтобы проводить их до весны и счастливо прожить зиму.